Уровень развития и насыщаемость потребностей.

Интересно рассмотреть факт конечной насыщаемости биологических и социальных потребностей человека, и принципиальной ненасыщаемости интеллектуальных (духовных) потребностей, с точки зрения сложности организации как всего целого, так и его аспекта координации.

Рассмотрим ранние этапы развития живых организмов. Например, очевидно, что биологические потребности одноклеточных организмов принципиально ненасыщаемы. Амёба будет кушать и кушать, пока не выростет до размера, достаточно для деления, размножится, и опять будет кушать и кушать. В отличие от одноклеточных, сложные многоклеточные организмы не могут расти бесконечно и столь же быстро. Рано или поздно наступит состояние, когда дальнейший физический рост разрушит аспект координации, и организм разрушится как целое, то есть умрёт. Долгий и сложный процесс размножения эффективен в условиях недостатка ресурсов, но имеет ограничения по скорости освоения  избыточных ресурсов. В силу этого, биологические потребности сложных многоклеточных организмов и становятся насыщаемыми. Аналогичные результаты можно получить и рассматривая социальные потребности простейших и высших животных.

По видимому, ненасыщаемость интеллектуальных потребностей человека вызвана сравнительной примитивностью устройства его сознания.

По видимому, развитие сложности самосознания (аспекта координации 2-го уровня реальности) должно приводить к тому же эффекту – на определённом уровне развития субъекта, интеллектуальные потребности станут насыщаемы. Возможно, когда говорят, что после просветления сознание «успокаивается» имеется в виду именно это – эффективность использования поступающей информации становится значительно выше, и хотя требуется время на её интеграцию в пространство сознания – она реально используется, а не оседает мёртвым грузом.

Возможно, также, что переживания – это усложнение организации 2-го уровня реальности человека. Тотальные переживания (просветления) могут иметь отношение к изменению уровня сложности субъекта (самосознания, организации 3-го уровня реальности человека), аналогично появлению «витального», «астрального» и «ментального» уровней сложности организации 2-го уровня реальности.