Выше было высказано предположение, что субъект, несмотря на кажущуюся точечность, недифференцируемость, может иметь сложную структуру, способную к развитию (повышению уровня сложности и эффективности). Так же были обозначены необходимые условия для усложнения целого. Развитием субъекта в основном занимаются духовные традиции, и можно рассмотреть технологии применяемые в них с точки зрения данной гипотезы.
Прежде всего люди, приходящие в духовные традиции (становящиеся на Путь) – это, как правило, люди социально неуспешные. То есть для них, по тем или иным причинам, получаемые в процессе изготовления (социализации) способности и навыки являются недостаточными для успешной интеграции и функционирования в социуме. Нарушения физической конструкции (1-го уровня реальности) как правило фатальны (то есть человек умирает ещё не родившись). Поэтому подобные сбои (фактически – брак), приводящие людей в духовные традиции, в основном вызваны ошибками в изготовлении субъективного мира человека, либо несоответствием нефатальных физических изменений общепринятым «идеальным» нормам.
Практически любая духовная традиция предлагает человеку набор новых (альтернативных) способов функционирования аспектов связи, функционирования и координации. Иногда освоение нескольких новых, «адаптированных» технологий (как использование йоги в качестве гимнастики, или методики ДФС[4] для социальной адаптации) оказывается достаточным, иногда нет.
В случае более углублённых занятий в рамках технологий предлагаемых духовными традициями, мы можем видеть как в равной степени уделяется внимание всем компонентам, необходимым (согласно рассматриваемой гипотезы) для увеличение сложности субъекта (фактически – для построения альтернативной системы функционирования объектов 1-го и 2-го уровня реальности, принадлежащих человеку).
Например, в традиции «Школа», такое упражнение как «огненный цветок» формирует психоэнергетическую конструкцию человека, фактически новый «орган» человека. Одновременно, на базе этого упражнения развивается способность к эмпатии (и язык определения 16-ти состояний), то есть расширяются возможности аспекта связи. Одновременно развиваются возможности управления своим внутренним психоэнергетическим состоянием, включая как намеренный вход и удержание одного из 16-ти состояний, так и дополнительные упражнения типа нуль-концентрации. Вход в постоянное состояние нуль-концентрации и постоянное (доминирующее) состояние 4-ки формируют более стабильный гомеостазис на 2-м уровне реальности (в субъективном мире человека). Не менее значительную роль в формировании гомеостазиса, на всех уровнях бытия человека, играют закон Школы и состояние резонанса с реальностью, стабильность самосознания, постоянное состояние нуль-концентрации. Упражнение «кино» способствует развитию как рефлексии (аспекту связи в субъективной реальности), так и развитию памяти (как части аспекта организации).
В полном соответствии с гипотезой необходимых условий для развития субъекта, усложнение аспектов связи и функционирования, а так же стабилизация, точность и гибкость гомеостазиса субъективной реальности, при непрекращающемся изменении внешних условий и постановке новых для человека задач – приводит, в конце концов, к качественному изменению устройства и функционирования как субъективной реальности (2-е и 3-е рождение), так и субъекта в целом (просветление).
Необходимо отметить именно комплексность подхода к формированию субъекта. Бесполезно давить на человека (ставить его в психологически экстремальные условия), если у него нет средств решения поставленных задач, а равно, нет смысла ставить перед ним экстремальные задачи, требующие обычных, уже освоенных программ поведения. Кроме того, поиск и решение новых задач должно исходить именно от субъекта – задачи поставленные извне (учителем) являются полезными только с точки зрения развития аспектов функционирования и связи. «Можно тысячу лет прожить рядом с Буддой, и выполнять все его указания – и ничего не произойдёт». Увеличится вооруженность аспектов связи и функционирования, но усложнение аспекта координации не произойдёт – ибо, как отмечено выше, его усложнение является результатом творчества, поиском нового. Если же все действия совершаются по его (Будды) указанию – то само творчество отсутствует, и никакого качественного изменения субъекта не произойдёт.
Так же не будет происходить развитие субъекта в отсутствии стабильного гомеостазиса субъективной реальности. Как невозможно существование современного города, в котором будет через день пропадать электричество, время от времени не будут работать магазины, или не будет вывозится мусор, как невозможно развитие науки и техники, если время от времени разгонять институты или не платить зарплату учёным – так же не возможно усложнение субъекта без стабильного состояния субъективного мира. Необходимо не только стабильное, но и гармоничное состояние гомеостазиса. Потому как «стабильно плохое» состояние, увы, ничем не поможет. Без стабильной, доминирующей 4-ки, на развитие субъекта можно даже не расчитывать. Даже если произойдёт попытка усложнения, шаг в развитии субъекта – в лучшем случае эти изменения будут разрушены флуктуациями психологического состояния, а в худшем – может быть разрушена вся система как целое.
Возможно, модель отношений и динамики развития 2-го и 3-го уровней субъективной реальности позволят создать технологии, повышающие процент выхода готового продукта (который, в зависимости от традиции, может формулироваться как – просветлённый, воин духа и пр.), так и скорость его производства (в силу более точного определения текущих задач обучения, с учётом всего комплекса, текущего состояния, субъективной реальности конкретного человека).