Попробуем оценить уровень сложности государств, рассматривая их поведение в исторической перспективе.
В недалёком прошлом, от 500 до 1000 лет назад, государства использовали преимущественно один способ «развития» - аннексию территории. Военным или политическим путём соседние территории присоединялись к государству, практически полностью интегрируя их. Очевидно, как и в случае анализа ненасыщаемости биологических потребностей амёбы, мы можем констатировать примитивный уровень развития (государства как целого).
Лет 500-300 назад, некоторые государства сменили форму своего поведения. Вместо полноценной аннексии территории и населения, они перешли к колониальной политике. При этом интегрирования не происходило, но имело место полное и безжалостное высасывание всех ресурсов колонии в метрополию. Проводя аналогию с биологической жизнью, вместо поглощения (как это делает амёба) происходило поедание (то есть ножом и вилкой). Очевидно, так же, что поглощения колоний не могло происходить в силу качественной разности уровня сложности метрополии и колоний. Для поглощения колоний необходимо было-бы построить больницы, школы, заводы, дать среднее образование всему населению, привить культурные ценности метрополии и т.д. Разумеется, это было слишком сложно и требовало слишком больших затрат. Вариант с выковыриванием и поеданием самых лакомых кусочков оказался предпочтительней.
Буквально на памяти старшего поколения людей, всего лет 50 назад, была принята на вооружение более сложная технология – неоколониализм. Колониям позволили завоевать «независимость», построить собственную государственность, развивать внутреннюю структуру управления. Эксплуатация происходит почти исключительно в экономической сфере. Неоколониализм – это не поедание колоний, а использование их как «дойной коровы». Разумеется, это более выгодный и прогрессивный способ эксплуатации – много раз колонию не «съешь», а вот «доить» её можно до бесконечности, это требует значительно меньше затрат (не надо там держать армию), и даёт большую отдачу (за счёт ограниченного развития государственности в бывшей колонии, и как следствие – повышения производительности труда, и увеличение «надоя»).
Сейчас же происходит этап перехода к глобализму. Грубо говоря, все коровы стали колхозные. Раньше каждое государство выпасало и доило свои колонии самостоятельно, а теперь их выпасают стадом и доят всем миром. Увеличилась «производительность труда» метрополий – вместо десятка государств-метрополий, каждое из которых тратилось на «выпас» самостоятельно – теперь есть один пастушок (США), а жируют все развитые государства вместе. ;)
Таким образом, если лет 500-1000 назад уровень развития большинства государств соответствовал уровню развития одноклеточных, то лет 300 назад они перешли в разряд червей и моллюсков, лет 50 назад достигли ситуации насекомых (пауков в банке – увы, Земля оказалась небольшой), и сейчас проявляются зачатки кооперации.
Разумеется, государства созданы и используются людьми (или по крайней мере, с их участием), а равно и определяют политику создания (воспитания) людей и используют их. Без социума, без культуры и государств, мы бы остались на уровне стаи обезьян, служа лёгкой добычей хищным животным. Поэтому отношения человека с государством правильней охарактеризовать как «симбиоз», взаимосотрудничество, от которого выигрывают обе стороны.
Общество в целом, и государства в частности, являются мета-организмами 2-го уровня реальности. Так же как у человека, имеющего такие «органы» в субъективной реальности, как чувства, эмоции, цели и потребности, так и государства имеют такие органы, как идеология, государственные институты, средства массовой информации и пр. и пр. Соответственно, вышеприведённая оценка уровня сложности государства, характеризует сложность его аспекта координации на 3-м уровне реальности. Поскольку и человек представлен на 1-м, 2-м и 3-м уровне реальности, и общество представлено тоже на всех 3-х уровнях реальности, их уровни развития можно сравнить непосредственно.
Вышеприведённые рассуждения указывают на уровень развития аспекта координации современных государств (на 3-м уровне) приблизительно соответствующий уровню развития аспекта координации общественных насекомых (2-го уровня реальности). Можно соотнести степень развития человека и государства (а равно и общества в целом) используя ключевые события развития нашей субъективной реальности.
«Второе рождение» используют как термин обозначающий один из этапов качественной трансформации субъективного мира человека. До «первого» рождении из лона матери, человек получал бесплатно и удовлетворял напрямую (через пуповину) все свои биологические потребности. Акт первого рождения свидетельствует о том, что биологически человек стал достаточно взрослым, для того, чтобы удовлетворять свои биологические потребности относительно самостоятельно. По крайней мере, он (вначале с помощью родителей, а затем и самостоятельно) вынужден обеспечивать регуляцию своей температуры, обеспечивать свою безопасность, питаться посредством сложного механизма расщепления и переваривания пищи (а не получать питательные вещества напрямую в свою кровеносную систему) и так далее. Аналогично, «второе рождение» означает и определённую потерю, и определённый уровень «взрослости», сложности устройства. И если при первом рождении человек теряет «бесплатную» еду и кров, то при втором рождении он теряет «бесплатные» цели и смыслы жизни. Именно их, в неограниченном количестве и совершенно бесплатно, нам поставляет социум. И так же как кровь матери попадала к нам проходя лишь через минимальный фильтр плаценты, так и цели, смыслы, идеологии, мировозрение попадают (до второго рождения) в нас напрямую. И после второго рождения перед человеком встаёт задача самостоятельно искать смысл жизни, определять цели и своё мировозрение – вначале для себя, а в дальнейшем и для других.
Человек, вырастая без социума – человеком в полном смысле этого слова не становится. Об этом говорят многие случаи реальных «маугли», выращенных животными, в отрыве от человеческого общества. У этих «людей» даже не возникает самосознания (что, в частности, свидетельствует о том, что этот орган у людей сделан, а не является естественным, данным от природы), уходят годы работы воспитателей на то, чтоб научить их есть ложкой и пользоваться несколькими десятками слов. Так что и в смысле выращивания нашего субъективного мира, и в смысле возможности развития в полной безопастности и обеспеченности (бесплатным и качественным) продуктами (целями и смыслом жизни) – социум по праву можно считать второй матерью человека. И именно так-же уважительно и с любовью, как к своей первой матери, человек, родившийся во второй раз, относится к воспитавшему его обществу.
Кажется очевидным, что государство, как мета-организм 2-го уровня реальности, – устроено гораздо проще, чем общество в целом. Возможно, следующая классификация соотношения уровней развития субъекта человека, государства и общества является хорошим приближением:
а) субъект человека, полностью или почти полностью ограниченный интересами своего государства и нации – находится на том-же или более низком уровне, относительно своего государства (то есть на уровне, аналогичном сложности коллективных насекомых);
б) субъект человека, свободного от идеологий и программ конкретных государств («гражданин мира») – находится по уровню сложности где-то между государством и обществом, социумом;
в) субъект «дважды рождённого» человека по уровню сложности приблизительно соответствует развитию человеческого общества в целом; приблизительно в том смысле, что хотя новорождённый человек – уже сравнительно «взрослый» биологически, но до полной биологической зрелости его матери или отца ему ещё жить и жить.
Я буду благодарен читателям, которые смогут поправить приведённые выше оценки, и добавить что-нибудь им известное про третье рождение.