В развитии программ и аспекта координации можно условно выделить несколько уровней:
а) Простейший уровень – безусловного исполнения программы, в ответ на определённый внутренний или внешний сигнал(ы). Как набор внешних воздействий (сигналов, факторов) так и сами программы могут быть чрезвычайно сложными, но характеристикой этого уровня является именно жёсткая и однозначная связь между набором факторов и запускаемой программой. Развитие этого уровня приводит к появлению набора различных программ, выбор между которыми осуществляется даже незначительными изменениями набора и силы запускающих факторов. Действия самой программы так-же может регулироваться силой входящих (внешних) воздействий. Данный уровень координации имеет свои преимущества – простота и скорость реакции. Он же имеет и недостаток – ригидность (жесткость) связи между воздействующими факторами и выполняемой программой. Этот уровень сложности координации можно условно назвать «витальным». Он характеризуется развитием и усложнением (т.е. эволюцией) программ и увеличением набора и гибкости этих программ.
б) Более сложный уровень координации, «астральный», возникающий в развитии «витального» уровня. Он предполагает не просто однозначный выбор программы, в зависимости от внешних воздействий, но и наличие обратной связи (насколько действующая программа успешно решает ситуацию), и памяти (не только текущие воздействия, но и опыт предыдущих воздействий, ответных программ и их успешность) решают выбор той или иной программы действия, и текущего состояния организма и выполняемых в данный момент действий, а также нелинейного взаимного влияния этих факторов (сигнал А усиливает значение сигнала Б, а сигнал Б может усиливать значение сигнала В, и значение сигнала В влияет на значение сигнала А и т.д.). Эти усложнения приводят к качественному изменению уровня координации, в виду практически неограниченного набора внешних воздействий и накапливающегося опыта. Развитием этого уровня является различение индивидуальных внешних факторов, приводящий к социализированному поведению (то есть разная реакция на различных индивидуумов). Поскольку количество влияющих факторов чрезвычайно велико, появляются «эмоции», как отражение степени значимости, а также позитивности или негативности входящих факторов воздействия, то есть используются для «вычислений» взаимного влияния сигналов и выбора ответной реакции организма. То есть, на этом уровне развития аспекта координации, входящие внутренние и внешние сигналы не приводят непосредственно к выбору ответной реакции, а проходят через механизм присваивания им определённого веса (через «эмоции»), сравнения с предыдущим опытом и текущим состоянием организма, и только после этого запускается ответная программа. Даже эта ответная программа действий не является фиксированной, и может корректироваться на основе обратной связи, вплоть до создания новых программ. Данный уровень функционирования аспекта координации имеет значительные преимущества в условиях неполноты информации, возможности обработки (для оценки оптимальной реакции) чрезвычайно большого количества факторов, и гибкостью (обучаемости, модифицируемости) ответных реакций. В то же время он медленнее, требует больше ресурсов (по сравнению с «витальным» уровнем), и неточен. Эволюция (отбор) соответствующий «астральному» уровню заключается в уточнении веса приписываемого отдельным внешним и внутренним факторам (сила эмоции), уточнению их взаимного влияния, и учёт как большего количества так и дифференциации (индивидуализации) внешних факторов.
в) Следующим уровнем развития аспекта координации является «ментальный» уровень. Он характеризуется наличием «моделей» - фиксированной группой факторов и их взаимосвязей. После оценки входящих сигналов, определяется набор возможных ответных действий (программ). Далее, каждая из этих программ оценивается на основе имеющихся моделей (проводится мысленный эксперимент), и запускается программа показавшая наилучшие результаты в этом предварительном проигрывании ситуации. В более сложном варианте существует иерархия как моделей (то есть более или менее точные), так и программ. Мысленные эксперименты вначале проводятся для наиболее удачных программ, и если они не дают положительного результата, происходит поиск других программ. Аналогично, существует и набор различных моделей, которые считаются более или менее надёжными, а так-же требующими больших или меньших известных входных данных, требуемых ресурсов (времени) и так далее. Важнейшим преимуществом моделей является возможность предсказания результатов действий даже во вновь возникших условиях (с которыми организм раньше не сталкивался). Эволюция на этом уровне аспекта координирования происходит в виде конкуренции моделей (в том числе и создания новых моделей), выборе более надёжных (дающих более точный результат, то есть с большей степенью корреляции между мысленным экспериментом и фактическим результатом), более быстрых и требующих меньше входных параметров, и хорошо работающих даже в условиях неточности оценки влияющих факторов. Преимуществом «ментального» уровня аспекта координации является максимальная степень эффективности (в виду того, что мысленный эксперимент требует намного меньше ресурсов, чем реальное действие) и точности достижения желаемого результата. Недостатком является крайне низкая скорость работы, а так же малая практическая пригодность в условиях неполноты информации или сложности и ненадёжности имеющихся моделей.
Приведённая выше классификация является достаточно условной (в том числе, и в виду нечёткости границ между отдельными качественными уровнями сложности аспекта координации). Можно, также, отметить, что каждый из уровней сложности аспекта координации обладает своими собственными преимуществами и недостатками, ни один из них не является безусловно лучшим во всех ситуациях.