Взаимоотношения субъекта и социума.

Зачем нужен социум человеку – более или менее ясно. Он обеспечивает стабильность и комфортность нашей жизни, обеспечивает гомеостазис, необходимый для воспроизводства людей, повышения нашей энерговооруженности и чувствительности. В человеческой психике есть вещи «естественные», врождённые, и есть вещи сделанные. «Приятно-неприятно» - врождённые ощущения, а «правильно-неправильно» или «хорошо-плохо» - сделанные, воспитанные. Тело, душа, сознание – врождённые, а «самосознание», «огненный цветок» – сделанные. Без социума, без коллективного знания и технологий – человек просто не может стать человеком.

Зачем мы нужны социуму – тоже можно предположить, исходя из гипотезы социума как мета-организма 2-го уровня реальности. Мы, люди, являемся носителями тех идей, идеологий, мировоззрении, стереотипов поведения и пр., которые и составляют «тело» мета-организмов 2-го уровня реальности. Так же, как социум служит для изготовления людей, так же и люди, изготовленные в данном социуме служат его целям, являются как бы «почвой», на которой он произрастает.

Подобные отношения можно обозначить словом «симбиоз» или «сотрудничество». Какова же форма этого сотрудничества, на что оно похоже?

На первый взгляд, может показаться, что отношения социума к своим членам приблизительно такие же, как отношения многоклеточного организма со своими клетками, или отношения колонии коллективных насекомых к своим отдельным членам. Но если сравнивать уровень развития человека, с уровнем развития общества – то мы можем увидеть, что они приблизительно равны. Можно сказать, что человек имеет больший потенциал – достоверно известны многочисленные случаи высочайшего развития субъекта человека. Но ведь и общество (как мета-организм 2-го уровня реальности) тоже имеет значительный потенциал, ведь духовные традиции, сформировавшиеся на основе неких специализированных сообществ людей, обладают так же огромным уровнем развития субъекта (по свидетельству всё тех-же людей, достигших вершин духа).

Мне представляется, что отношения субъекта человека с субъектом социума ближе к семейным отношениям. Вначале – отношениям ребёнка и родителей, которые, в процессе взросления, могут трансформироваться в равноправные, партнёрские отношения. Ведь если отдельные клетки или муравьи имеют биологически ограниченный уровень развития, то человек и социум потенциально представлены, на всех 3-х уровнях реальности, приблизительно равноправно.

Эту аналогию «семейных» отношений можно продолжить и дальше. Например, все мы слышали или знакомы лично с явлением «маменькин сынок» – психологической зависимостью уже казалось-бы взрослого ребёнка от родителей. Причина формирования таких отношений, как правило, заключается в психологической неграмотности матери. Слепо следуя своей безусловной материнской любви, она пытается оградить дитя от ужасного внешнего мира, удержать его при себе. Как результат – биологически взрослый, но психологически инфантильный человек, сидящий «на шее» у родителей. И вместо того, чтоб помогать своим родителям в старости, он до последнего момента их нещадно эксплуатирует.

Не похожи ли эти отношения родителей и инфантильных здоровенных мужиков, с отношениями между некоторыми (увы!) безграмотными и примитивно устроенными социумами, и большинством составляющих их людей?