Математическая игра (артель).

Рассмотрим такую игру, которая проиллюстрирует результат пассионарного и субпассионарного поведения. У нас есть группа игроков (скажем, 10 человек), и они каждый день получают из “кассы” определённую сумму денег. Вдобавок к этому каждый игрок может в течении дня взять из кассы деньги - но при этом на каждый взятый 1 рубль раздаваемая в конце дня сумма уменьшится на 5 рублей. И наоборот, если в течении дня игрок внёс в кассу 1 рубль, то общая раздаваемая в конце дня сумма увеличится на 5 рублей. Победителями будут считатьте те игроки, которые будут иметь в конце игры больше всех денег.

Вы можете представить себе это как строительную артель, где все работают сообща, и зарабатывает артель в целом, а потом эти заработанные деньги распределяются среди работников. Если кто-то из них будет работать больше (внесёт дополнительный вклад в общую работу, 1 рубль в общую кассу), то общий результат станет больше. И как мы помним, кооперация вместе с разделением труда дают увеличение эффективности работы в несколько раз. Поэтому мы выбрали, что внесённый дополнительный рубль даст всей артели дополнительную прибыль в 5 рублей. И наоборот, если кто-то недорабатывает, или даже подворовывает (взял 1 рубль из общей кассы), то результат тоже будет иметь мультипликативный эффект (группа потеряет 5 рублей).

Какое поведение игроков будет оптимальным (в смысле получения ими максимальной зарплаты)? Конечно, больше всего денег они заработают если каждый из них в течении дня внесёт в общую кассу как можно больше средств. Если каждый добавит по рублю, то общая сумма в кассе при раздаче увеличится на 50 рублей, и каждый получит на 5 рублей больше. То есть, вложив 1 рубль в начале дня, каждый игрок в конце дня получит 4 рубля “из ничего”. Это и есть выгода от пассионарного поведения. Вложив (фактически потеряв) свой кровный рубль, пожертвовав своим ради общественного, член коллектива в результате получает значительно больше. Но. Он только в том случае, если не он один, а все вместе ведут себя пассионарно. Если только один игрок внесёт свой рубль в кассу - в конце дня он вернёт себе половину рубля.

Но если все игроки, кроме одного, внесут в кассу в начале дня по 1 рублю, а оставшийся наоборот, возьмёт из кассы рубль? Этот игрок получит и 1 рубль заранее, и почти 5 рублей в конце. “Из ничего” он получит не 4 рубля, как остальные, а 6 рублей! То есть после нескольких дней игры этот хитрый игрок будет иметь больше всех денег и победит остальных. Это и есть механизм естественного отбора в котором побеждает субпассионарная модель поведения.

Если в этой игре проигравшие будут выбывать, а выигравшие будут занимать их место, то в результате останутся только игроки с субпассионарным поведением, и берущим из кассы не по 1 рублю, а сколько смогут. В результате в “кассе” не останется денег. А в жизни - такая группа, где большинство её членов ведёт себя субпассионарно, то есть вредит интересам группы - такая группа быстро погибнет или распадётся. Вместе со своими (так “хорошо” устроившимися), субпассионарными членами.

Если проанализировать возможные стратегии игроков, то очевидно, что они должны иметь одинаковый (близкий) уровень пассионарности / субпассионарности. Либо все должны быть пассионарны (и получать дополнительную “прибыль”), либо субпассионарны (и не терять больше остальных). В социуме, при наличии непересекающихся социальных групп (вроде кастовой системы) эти группы могут иметь разный уровень пассионарности. В частности, при отсутствии социальных лифтов, это относится к элите и основной массе населения.

Ещё раз, обратите внимание. Пассионарность выгодна. Именно поэтому и возникли группы и групповое поведение. Но пассионарность выгодна только при наличии определённых условий. А именно:

  • внёсший бо́льший вклад получит (при распределении) бо́льшую долю (внёс 1 рубль - получил на 2 рубля больше - “справедливое” распределение); или
  • все (подавляющее большинство) игроков в группе ведут себя пассионарно, а распределение достаточно уравнено;
  • игроки могут контролировать уровень пассионарности группы (то есть выявлять и наказывать субпассионарное поведение), иначе поведение в группе неизбежно деградирует в сторону субпассионарности;

Пока пассионарность выгодна - группа будет иметь возможность существовать. В противном случае (вопиющей несправедливости или победивших субпассионарных стереотипов поведения) группа распадётся, погибнет.

При глубоком разделении труда и в больших коллективах обеспечить справедливость при распределении социальных благ становится практически невозможно, поскольку невозможно сравнить вклад разных людей. Внутри одной бригады, одного цеха, одной артели, где все на виду, а выполняемая работа более-менее знакома всем - можно оценить вклад товарища. А вот сравнить вклад в общее народное хозяйство у профессора, токаря, врача, учителя, сантехника, артиста - невозможно. Образование, квалификация, количество затраченного времени, талант, совершенно разнородная деятельность и другие неформализуемые параметры делают объективное сравнение совершенно невозможным.

Эта математическая игра может быть расширена тем, что проводится соревнование нескольких групп между собой. И кроме проигравших игроков в группе появляются ещё и проигравшие группы. То есть, проигрывает та группа, которая (за какой-то период времени) заработала меньше всего денег. Эта модификация позволяет достаточно быстро отсеять группы с игроками ведущими себя субпассионарно.

Нужно уточнить, что термины пассионарный и субпассионарный относятся именно к стереотипам поведения, а не к людям. Поведение человека может изменяться в течении его жизни в достаточно широких пределах. Больше того, человек принадлежит обычно к нескольким разным группам, и его поведение может быть пассионарным в отношении одной группы и субпассионарным в отношении другой группы. Скажем, он может вести себя пассионарно в отношении своих родных и субпассионарно в отношении государства. Ставить свою религию и веру выше интересов государства, или наоборот. Тем не менее, начальный уровень пассионарности задаётся при социальном наследовании (воспитании молодёжи), и уже потом меняется в течении жизни.