Изменение направления эволюции экономики

Расчёт новых показателей (потребительской ценности товаров и КЭР) могут изменить текущее направление эволюции экономики. Сделать улучшение и удешевление продукции за счёт изобретений более интересным для производителя. Минимизировать возможности по обману потребителя производителем. Сделать эффективным плановое управление экономикой в отраслях с естественной монополией. И позволят добиться этого путём плавной эволюции, исключая необходимость революций, требований смены общественного строя и пр.

Процесс заключается в том, что для каждой группы товаров (список групп товаров и отраслей экономики можно постепенно расширять) становится обязательным расчёт потребительской ценности товаров. КЭР (отношение потребительской ценности к стоимости) должен присутствовать на ценнике и в чеке, рядом с ценой. Составляющие и методика расчёта должны присутствовать в паспорте товара.

Немедленным следствием для потребителя станет то, что он получит максимально полную и объективную информацию о потребительской ценности товара. Больше единицы - товар (в среднем) лучше стандартного. Меньше единицы - товар хуже стандартного. Лучше/хуже в смысле соотношения цены и качества для среднего покупателя. А если покупатель заинтересуется почему именно КЭР этого продукта выше, чем у стоящего на соседней полке - он всегда сможет заглянуть в паспорт и посмотреть за счёт чего возникла эта разница. Например, этот стиральный порошок выигрывает за счёт низкой цены, другой за счёт бережного отношения к стираемым тканям, третий за счёт более качественного удаления грязи, четвёртый имеет средние характеристики, но имеет дополнительный коэффициент за высокую экологичность. И это будут не просто рекламные фразы, а конкретные цифры и коэффициенты по которым эти показатели были взвешены. И цифры эти были получены в сертифицированных лабораториях согласно анализам, которые обычный покупатель провести не сможет. И не только в лабораториях будут следить за качеством товара, но и конкуренты будут бдить.

С одной стороны, более тщательная проверка товаров и расчёт потребительской ценности и КЭР товаров потребуют от общества дополнительных затрат. Но эти затраты будут с лихвой компенсированы улучшением качества продукции с одной стороны, и значительным уменьшением рекламных бюджетов компаний с другой стороны. Агрессивная реклама станет невыгодной, то есть дополнительная прибыль не восполнит чрезмерных затрат - ведь наличие КЭР на каждом ценнике и чеке сделает объективное сравнение потребительской ценности намного проще.

Возможность незаметного (для потребителя, но не для специализированной лаборатории!) ухудшения качества товаров будет минимальной. Возможность искусственного уменьшения срока службы изделий станет минимальной - ведь расчёт уровня удовлетворения потребностей будет вестись за единицу времени, и дольше функционирующее изделие будет иметь большую потребительскую ценность и выше КЭР.

Повышение качества продукции, её потребительский свойств, или уменьшение её стоимости - за счёт изобретений, оптимизации производства, использования новых материалов и технологий - станет самым доступным способом повышения КЭР изделий.

Если вернуться к аналогии с мячом лежащим на полу, как современной экономики в “почти равновесном” состоянии, то мы лишь слегка меняем наклон пола, сдвигая равновесие в сторону потребителя. Все последние десятилетия экономика “катилась” в сторону увеличения расходов, в сторону “общества потребления” (то есть увеличения расходов на потребление без соответствующего улучшения уровня удовлетворения наших потребностей). И докатилась в этом направлении уже очень далеко. При смещении равновесия в сторону потребителя - экономика начнёт постепенное движение в обратную сторону. И за несколько десятилетий производительность труда может вырасти в разы. Конечно, производительность труда исчисляемая как потребительская ценность продукции (а не количество/стоимость) произведённая в единицу времени. Но ведь конечного потребителя и общество в целом интересует именно более полное удовлетворение наших потребностей, а не затрат на потребление.

Кроме эффекта для потребителей, исчисление этих показателей позволит правительству, руководству страны реально оценивать положение в экономике, даст возможность оценить изменения в эффективности экономики, покажет направление в котором необходимы дополнительные усилия по улучшению эффективности народного хозяйства. И наконец, даст дополнительные рычаги для рыночного и планового управления экономикой.

Собственно показателем повышения эффективности экономики станет ускоренный рост суммарной потребительской ценности произведённых товаров по отношению к затратам на это производство. И это будет единый, сквозной показатель для всех отраслей экономики и для всех уровней производства, от предприятия до министерства и государства в целом.

Плановое управление национализированными отраслями хозяйства будет эффективным (в отличие от СССР) поскольку планы и исполнение планов будут составлены и проконтролированы не только в деньгах, но и в произведённой потребительской ценности товаров и услуг. Например, в СССР с 1976 по 1978 год проводился эксперимент в Министерстве электротехнической промышленности. Объемы производства и уровень производительности труда там стали рассчитываться на основе нового показателя: "товарной продукции с учетом качества и эффективности", где ценой качества для новой техники являлся ее "верхний предел цены". За три года эксперимента это министерство заняло первое место среди других отраслей по удельному весу выпуска новой техники и использованию изобретений. Ведь если, например, новый мотор в результате использования в нем научно-технических новшеств имел в два раза больший ресурс, чем старый, то его верхний предел цены принимался, как увеличенная в два раза цена старого, снимаемого с производства мотора. Однако затраты на производство новинки росли, конечно, меньше, чем в два раза. Поэтому-то предприятиям и стало наконец выгодно освоение выпуска новых изделий! Причем не по уравненному для всех Знаку качества, а с учетом конкретной эффективности новой техники при использовании ее на деле - на предприятиях-потребителях или у людей (взято из статьи http://samlib.ru/k/kizubaltuhowa_n_l/kot.shtml).

Конечно, кроме возможности составлять и проверять выполнение планов в единицах потребительской ценности (или “эффекто-продукции” у Кизуб-Алтуховой Н.Л.) есть ещё такие дополнительные рычаги как дополнительные слагаемые в КЭР для экологичной продукции, или при импортозамещении, для продукции отраслей экономики определённых к приоритетному развитию и т.п.

И в дополнению к этому есть ещё возможность менять кредитную и налоговую политику государства для высокоэффективной (имеющей большой КЭР) продукции. Например, при производстве дешёвой мебели её срок службы составляет 10 лет, а стоимость 10000 у.е. за единицу. Производство более качественной мебели объективно дороже, скажем, 15000 у.е., но и срок службы у неё составит 30 лет. КЭР более качественно мебели будет равен 2, а производительность труда будет в 2-3 раза выше, по сравнению с производством менее качественной. Прямая выгода и покупателю и всему народному хозяйству состоит в производстве более качественной мебели. Но ведь многие покупатели берут новую мебель для новой квартиры или нового дома. После покупки у них не то, что лишних денег не осталось - у них одни долги. И в этой ситуации многие предпочтут купить менее качественную, но более дешёвую мебель, а покупку качественной мебели отложить на будущее, когда с долгами хоть немного рассчитаются. В подобной ситуации правительство может выдавать специальные льготные кредиты, с меньшим процентом и отсроченным платежом. И с учётом того, что они будут стимулировать производство и продажу продукции с более высокой потребительской ценности и более высокой производительностью труда - эти льготные кредиты вернутся обществу сторицей.

Аналогично можно поступать и в отношении налоговых льгот. То есть предоставлять налоговые льготы не всем подряд, и с минимизацией возможной коррупционной составляющей. Ведь обоснованность таких льгот можно будет легко рассчитать и проверить на основе потребительской ценности и КЭР произведённой продукции. И, скажем, давать налоговые льготы не предприятию в целом на несколько лет, а конкретно в зависимости от объёма произведённой потребительской ценности товаров.

Такой подход к управлению экономикой принципиально отличается от командно-административных методов, когда предприятиям отдаются приказы противоречащие их интересам (что не эффективно, способствует развитию коррупции, и затратно поскольку требует много ресурсов для контроля исполнения). Вместо этого правительство может управлять интересами производителей, направляя их в сторону совпадающую с интересами общества в целом - увеличению эффективности экономики за счёт использования новых технологий и изобретений. И тогда руководители предприятий будут думать не о том как отвертеться от исполнения убыточных указов, но о том как дополнительно заработать улучшив качество и потребительские свойства продукции. А правительство сможет сконцентрироваться на стратегии развития страны, создав условия при которых все субъекты экономики будут иметь общие цели и интересы.