В физике движение объектов тем быстрее, чем большая сила на них действует. И движение прекращается только когда тела придут в точку равновесия действующих сил. Точнее, после наступления равновесия самых мощных сил, начинается движение под действием более слабых, пока те не придут в равновесие, и тогда начинают играть роль ещё более слабые силы. Так вода бурно стекает с гор после дождя, затем плавно течёт в океан по равнине, и ещё медленнее движется там. Так и в эволюции - она происходит очень быстро пока существует неравновесное состояние системы, и замедляется при достижении равновесия, продолжая эволюцию под действи более тонких движущих сил.
Таким образом, чтоб рассмотреть эволюции (в данном случае экономики) нужно определить равновесие каких сил уже наступило, и какие процессы продолжают вызываться неравновесием более слабых сил.
В рыночной экономике, очевидно, главной силой является противодействие спроса и предложения, потребления и производства. Если спрос превышает предложение, то цена продажи товаров растёт, вследствии этого растёт рентабельность производства, отрасль получает дополнительные инвестиции, производство вырастает и уравновешивает спрос, определяя равновесную цену на товары и услуги. Это достаточно быстрый процесс. В результате цена и качество приходят в равновесие между желанием производителя произвести дешевле, продать побольше и подороже, и желанием потребителя купить более качественный товар и за меньшую цену.
Кроме равновесия спроса и предложения, производства и потребления, есть ещё один важный параметр равновесия экономической системы. Каждый субъект экономики является одновременно и производителем и потребителем (товаров или услуг). Даже если кто-то выглядит как конечный пользователь, ничего не производящий - это иллюзия. Например, армия удовлетворяет такую важную потребность общества как потребность в безопасности. А домохозяйства воспроизводят незаменимый в экономике “товар” - рабочую силу.
Такая “зацикленность” производства, где каждый элемент является и производителем и потребителем, приводит к тому, что в экономике нет “локальных минимумов”. Локальный минимум - это нечто вроде мячика в ямке. Если его несильно толкать - то он будет возвращаться обратно в ямку. А вот если его сильно толкнуть - он выскочит из ямки и покатится, пока не упадёт в другую ямку, другой “локальный минимум”, и это будет его новой точкой равновесия. Так вот, в экономике их нет (или эти “ямки” очень неглубокие). Это можно сравнить с мячиком лежащем на плоском полу. Его можно откатить в какой-то угол или какую-то часть комнаты - и он там и останется. Он везде в равновесии, так как нет “ямок”. Не существует объективной стоимости товаров. Если стоимость каких-то ресурсов или средств производства вырастет - вырастет и себестоимость товаров, вырастет цена продукта, вырастет цена производства у потребителей этого товара, вырастет цена их продуктов и так по цепочке изменения затронут всю экономику, создав новое распределение стоимости различных категорий товаров. Это хорошо видно на различной структуре расходов в различных странах. Где-то очень высокая цена на недвижимость, где-то на электроэнергию, где-то дорогая вода и так далее. Но не смотря на разную структуру стоимости разных групп товаров - в целом цены на товары находятся в равновесии внутри этих стран.
Чистая рыночная экономика является неосуществимой на практике абстракцией. Это обусловлено тем, что все потребности общества должны быть удовлетворены. Даже если большинство отраслей экономики функционируют в условиях конкурентной борьбы - оставшиеся монополисты выпьют из потребителей все свободные средства. Поэтому можно сказать, что следующим этапом установления равновесия в экономике (после установления равновесия спроса и предложения) является борьба за монополизацию областей экономики и перераспределение ресурсов общества. Из высококонкурентных отраслей экономики все свободные ресурсы вытягиваются и распределяются между отраслями-монополистами. (И поскольку это неизбежно, оптимальной для общества ситуацией является национализация таких отраслей экономики и/или некий способ обеспечения планового, нерыночного ведения хозяйства в этих отраслях).
После этого, следующим направлением эволюции становится те или иные попытки разрешить диалектическое противоречие между производителем (желающим продать побольше и подороже) и потребителем (желающим купить подешевле и покачественней).
Особых возможностей у потребителя для этого нет. Улучшение за счёт поиска другого продавца (производителя), который предложит лучшее соотношение цены и качества уже достигнуто.
А вот у производителя таких возможностей достаточно много. Вот некоторые из них:
- незаметное для пользователя снижение качества продукции (для удешевления её производства)
- повышение качества продукции, а также снижение себестоимости производства за счёт новых изобретений и улучшения технологии производства, за счёт специализации или адаптации производимых товаров
- удешевление за счёт более массового производства (что обычно требует расширение рынка сбыта)
- увеличение продаж за счёт уменьшения срока эксплуатации изделий, это и “планируемое старение” (когда изделие ломается вскоре после завершения гарантийного срока), и искусственное введение новых стандартов ускоряющих моральное старение старых изделий и т.п.
- агрессивная и недобросовестная реклама, то есть преувеличение (в глазах потребителя) потребительской ценности одних свойств товара и замалчивание других, неудобных качеств; использование маркетинговых приёмов влияющих на подсознание покупателей и т.п.
Это далеко не полный список достаточно общих способов. Есть и частные (для конкретных отраслей) варианты. Например, ужасающие последствия коммерциализации медицины. Для повышения дохода медицинские компании заинтересованы в том, чтоб иметь как можно больше больных. Их прямой интерес не в том, чтоб вылечить человека, а в том, чтоб он оставался больным, чувствуя лишь временное облегчение. Для этого они используют все возможные средства. Если посмотреть на США, мы увидим и миллионы людей подсаженных на наркотики под видом антидепрессантов, и чудовищную долю пожираемых ресурсов общества (в настоящее время около 16% ВВП) при неспособность этой самой богатой страны мира обеспечить качественное медицинское обслуживание большинства населения.
Как видно из приведённого выше списка, у производителя есть 3 основных способа улучшения соотношения качества и цены продукта
- улучшение/удешевление за счёт новых изобретений, инноваций, новых технологий;
- расширение производства (рынка сбыта);
- обман (в той или иной форме) потребителя.
Безусловно, производитель будет стараться использовать все эти возможности, но реально обществу интересен только вариант улучшений за счёт новых изобретений и рационализации в производстве.
Расширение рынка сбыта конкретной компании возможно либо за счёт уменьшения конкуренции в отрасли (следовательно - увеличении уровня монополизации), либо за счёт войны с соседями и уничтожения экономики побеждённой стороны. После падения социалистического блока и захвата западными странами своей доли рынка, после глобализации всей мировой экономики - свободных рынков сбыта практически не осталось и этот путь практически исчерпан.
Самой лёгкой, и не всегда доказуемой формой обмана является возможность так или иначе заставить покупателя покупать чаще и больше. В любом случае, целью является повышение доходов производителя, и они повышаются за счёт увеличения расходов потребителя. А в масштабах всего общества (ведь каждый потребитель - это и производитель) это просто повышение расходов, неоправданная трата ресурсов.
Всё возрастающий уровень затрат при незначительном улучшении уровня удовлетворения потребностей общества - это и есть текущий этап эволюции мировой экономики. Это эволюция в сторону “общества потребления”. “Мячик” экономики катится по слегка наклонному полу в сторону всё больших затрат.