Эффективность в экономике.

Экономика возникла как отражение необходимости обмена продуктами труда (ценностями) для обеспечения высокого уровня разделения труда. Эти продукты, ценности, в свою очередь нам нужны для удовлетворения наших потребностей (как биологических - еда, одежда, жильё, так и социальных и идеальных потребностей). В конечном итоге, целью существования экономики является обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества (каждого его члена, и общества в целом).

И если положительным эффектом от экономической деятельности является повышение уровня удовлетворения наших потребностей, то ресурсами, которые она расходует, являются (в конечном итоге) полезные ископаемые, энергия, а также человеческий труд.

И эффективность экономики в целом, следовательно, можно оценить через максимизацию уровня удовлетворения потребностей при минимальном расходе (особенно невозобновляемых) ресурсов и затрат рабочего времени.

Рост доходов производителя - это рост расходов потребителя. ВВП (внутренний валовый продукт) - это суммарная стоимость всех конечных продуктов произведённых (и проданных) за год. То есть это суммарный расход, затраты общества на удовлетворение потребностей.

Но если общество в целом тратит больше ресурсов на удовлетворение своих потребностей - то ведь и уровень удовлетворения этих потребностей будет выше? Может быть. А может и нет. Есть ли в современной экономике показатель отражающий уровень удовлетворения потребностей? Нет. Такого показателя нет.

Казалось бы, это само собой разумеется - чем больше у человека денег, тем больше он может себе позволить (купить). Тем выше будет уровень удовлетворения его потребностей. Увы. Практика показывает, что это не всегда так. И для этого есть множество причин. Вот самый простой пример одной из них - производитель лучше продаст нам 2 телевизора которые проработают по 5 лет, чем 1 телевизор который проработает 10 лет. Ведь так производитель получит в 2 раза больше прибыли. А вот уровень удовлетворения потребности у потребителя практически не изменится - и в том и в другом случае он сможет смотреть телевизор в течении 10 лет.