К сожалению, невозможно создать показатель объективно отражающий уровень удовлетворения потребностей в абсолютных величинах. Невозможно потому, что потребностей у людей и общества много, и они разные, они не сравнимы друг с другом, и должны быть удовлетворены все. Скажем, если взять две биологические потребности - в питьевой воде и в одежде - то нельзя их сравнить. Нельзя сказать, что 1 литр воды равен 5 часам ношения куртки. И нельзя их заменить друг на друга - не получится носить больше одежды, чтобы меньше пить.
Однако, мы можем сравнить разные товары удовлетворяющие одну потребность. Например, потребность в освещении помещения - мы можем сравнить разные типы ламп (накаливания, галогенные, светодиодные и пр.) при одинаковом уровне освещения. Или мы можем сравнить разные типы питьевой воды - из под крана, очищенную, минеральную. Но при таком сравнении обязательно нужно учитывать важные нюансы. Например, лампа сама по себе не удовлетворяет потребности в освещении, ей ещё нужно электричество - поэтому в затратах нужно учитывать не только стоимость лампы, но и стоимость электричества. Учитывать насыщаемость (особенно материальных) потребностей - если человеку нужно в сутки 2 литра воды, то 4 литра воды не улучшат удовлетворение потребности в 2 раза, а 1 литр не в 2 раза меньше, поскольку его недостаточно для выживания. И конечно есть качественные отличия - разный спектр ламп по разному воздействующий на глаза, разный минеральный состав воды и пр.
Различные потребительские свойства товаров не являются непреодолимым препятствием для их сравнения. В экономике существует специальный раздел Товароведение изучающий потребительские свойства товаров, их измерение, разделение товаров по потребительским группам и категориям и пр. Но если даже мы можем разбить товары по категориям, измерить их параметры и сравнить по уровню удовлетворения одинаковых потребностей - то как быть с насыщаемостью потребностей и соотнесением разных категорий товаров? Здесь нам помогут Деньги.
Деньги имеют множество функций. Функция выравнивания спроса и предложения, определяющая меновую стоимость товаров при обмене. Функция накопления. Функция распределения доходов между участниками производства. И есть функция планирования, оптимизация затрат для максимально полного удовлетворения потребностей субъекта экономики. Скажем, человек имеет какую-то сумму денег, и распределяет её на хозяйственные и прочие нужды - столько-то потратить на еду, столько-то на жильё, на одежду, сколько отложить на медицинское страхование, сколько потратить на обучение, на развлечение, на отдых и т.д.
Использование денег особенно удобно ещё и потому, что оно позволит напрямую сравнить потребительскую ценность товаров (выраженную в деньгах) с продажной стоимостью товара. И раз потребительская ценность и продажная стоимость выражена в сопоставимых единицах, мы можем вычислить не только абсолютную величину (ценность товара для потребителя), но и относительную - КЭР (Коэффициент Эффективности Расходов), где в числителе будет стоять потребительская ценность, а в знаменателе стоимость потребления.
Потребительская ценность товаров близка по духу понятию верхнего предела цены. Под верхним пределом понимается то, сколько покупатель должен был-бы заплатить за некий стандартный / обычный / традиционный / наиболее распространённый товар для такого-же уровня удовлетворения своей потребности. Верхним пределом он является потому, что покупатель приобретёт другой товар только если он обеспечит лучшее соотношение цены и качества. В противном случае покупатель просто приобретёт традиционный продукт.
Таким образом, за классификацию товаров по категориям и (численное и качественное) сравнения их потребительских свойств внутри этих групп отвечает Товароведение, а за сравнение ценности товаров различных групп (а также учёт насыщаемости потребностей) отвечает такая функция Денег как планирование/оптимизация расходов с целью максимально полного удовлетворения всех имеющихся потребностей.
При этом потребительская ценность товаров (измеренная таким образом) является абсолютным показателем, а КЭР (коэффициент эффективности расходов) является относительным показателем (отношением потребительской ценности к цене продажи). КЭР обычных, стандартных товаров по определению равен 1 (единице).
Кроме чистого отношения потребительской ценности к цене для конечного потребителя товара, КЭР может включать в себя и другие слагаемые, отражающие эффективность данного товара для общества в целом. Например, экологичность производства или утилизации товара - ведь общество в целом несёт эти затраты (по восстановлению ущерба природе нанесённого этим товаром), хотя конкретный покупатель этих расходов не несёт. Другими слагаемыми могут быть добавки за импортозамещение, за развитие приоритетных областей экономики (согласно планам правительства), за экономию дефицитных ресурсов близких к истощению и т.п.
Данные показатели были предложены Кизуб (Алтуховой) Нинель Лавровной (доцент, кандидат экономических наук) в 1978 году. Большое количество её работ и подробное разъяснение (с множеством примеров) показателей потребительской ценности и КЭР можно найти в интернете.