Время перемен.

Давайте вернёмся из отдалённого будущего к нашему времени, и попробуем определить специфику текущего времени и грядущих перемен.

Существует формула, описывающая процесс освоения нового – "невозможное сделать возможным, трудное – лёгким, лёгкое – красивым". Можно провести параллели между этапами этой формулы и этапами становления отношений в коллективе. Этап насилия – это этап выживания, то есть "невозможное сделать возможным", первоначальное освоение. Когда человечество решило проблему выживания, оно смогло перейти от жизни в ритме подвига, к жизни в виде понятных правил, сделало "трудное – лёгким", перешло к конвенциональным отношениям. И теперь, очевидно, мы начинаем реализовывать последний этап освоения – научиться жить красиво!

Оглянитесь вокруг, вспомните своих родителей и посмотрите на своих детей. Первые считают, что нужно тяжко работать, и это станет залогом успеха в жизни. Вторые считают, что общество им лично должно хорошую жизнь, и искренне не понимают, зачем горбатиться на скучной работе, если можно прожить с огоньком. Первые почитают счастливой жизнь безбедную, когда не нужно думать о куске хлеба, имеешь крышу над головой и с уверенностью смотришь в завтрашний день. Вторые посчитают такую жизнь скучной, ценят хамон, а не хлеб, выбирают стиль, а не надёжность в одежде.

Да, наши дети не голодали и не мёрзли, не менялись единственной приличной парой штанов идя на свидание. Устроить им такую жизнь, чтоб знали "как оно бывает"? Боюсь, этот рецепт жизни из прошлого века мало подойдёт к жизни в веке будущем. Можно и нужно приготовить ребёнка к разным ситуациям, сходить в поход, пожить в палатке, научить ловить рыбу и жечь костёр. Но готовить их к жизни в прошлом веке, если им жить в следующем?

Наши дети будут жить в мире, где изготовление материальных ценностей не будет стоить дорого. Где автоматы всё больше и больше будут вытеснять людей с однообразного производства. К такому миру их и нужно готовить, к миру, где цениться будет творчество, индивидуальность, а не монотонное исполнение служебных обязанностей.

И боюсь, как раз к такой жизни человечество ещё совсем не готово.

Давайте посмотрим на пример похожего качественного перехода, который прошло человечество ещё совсем недавно. Я говорю о том смене жизненного уклада, который произошёл в прошлом веке. Если в конце 19-го века крестьяне составляли от 80% до 90% населения страны, то сейчас занятое в сельскохозяйственном производстве население занимает наоборот, от 15% до 5%. Вначале, производительность труда крестьян резко возросла с появлением новых инструментов, ставших доступными в начале промышленной революции. Железный плуг был куда эффективнее деревянной сохи, хорошая телега много удобней и производительней дровней, ткацкие станки эффективней ручной работы, а ставшие доступными свечи экономили много времени и были много удобней лучин. Увеличившаяся производительность труда крестьян сделала многих из них лишними в деревне, а улучшившиеся условия жизни и увеличившаяся рождаемость только усилили процесс вытеснения людей из деревни в город. Конечно, вначале пошли самые лёгкие на подъём, а вот затем потянулись неудачники, пополнявшие больше ряды люмпенов. Город жадно втягивал людей из деревни – нужны были рабочие. Последние, имевшие хорошую квалификацию вели полностью обеспеченную жизнь, их уровень жизни был очень высок. А вот те, кто не хотел, не умел, и не мог (в силу возраста или в силу негодного воспитания) получить квалификацию для работы заводе – жили едва сводя концы с концами. И это привело к социальному взрыву. Отгремели первые революции и первые войны начала века. Продолжившийся процесс индустриализации села – трактора, коллективизация или создание крупных фермерских хозяйств – выжал из села ещё одну порцию "лишних" людей. И снова войны, снова потрясения. Почти столетие жизни "рождённых революцией" – вот цена такого кардинального изменения способа жизни людей.

Какие конкретно пертурбации ждут человечество при переходе от размеренной жизни устоявшихся правил к жизни, где ценным будет лишь творчество или работа, которую не смогут выполнять достаточно интеллектуальные автоматы? Сейчас, наверное, никто не сможет ответить на этот вопрос. Я оглядываюсь вокруг и вижу как уничтожается система образования в развитых странах, вместо умения мыслить – учат выбирать один из трёх вариантов, и не больше, а то ребёнок впадёт в ступор. Почему, зачем? У меня сейчас только одно предположение – это следствие полной деградации системы управления. По злобе ли, или думают, что так будет лучше... А скорее всего – им просто некогда, они заняты интригами, зарабатыванием денег, а образование просто приходит в упадок само собой, лишённое неравнодушного присмотра.

Но Время Перемен не будет ждать, оно уже наступает. Человечество решило проблему выживания. Человечество решило проблему стабильности, и его жизнь не зависит от неурожая и непогоды. Теперь мы должны закончить этот этап, и сделать нашу жизнь не просто комфортной, но сделать её красивой. Человечество должно создать ЖИЗНЬ ДОСТОЙНУЮ ЧЕЛОВКА. Это может занять время жизни не одного поколения, а сотни лет. И эта задача рождается прямо сейчас, в это время, Время Перемен.